Мать Волна. Хорошая экспедиция

Волновая Школа

Мать Волна

Что такое «Волновая Школа» и N причин, почему на нее нужно приехать

— А вы там эскимоса учите? А зачем туда ехать? А прям придется плавать? А если я не умею делать эскимоса? — вот такие вопросы я регулярно получаю от друзей и знакомых, которых съедают муки выбора: пойти в бассейн на тренировки учить того самого эскимоса (эскимосский переворот) или приехать на «Волновую Школу». Так вот. «Волновая Школа» и тренировки — понятия взаимодополняющие. Всю зиму учим азы гребли, а в «Школу» приезжаем «сдавать экзамен». 

В этой статье будет изложен весьма подробный, но все еще личный взгляд на всё, что у нас на «Волновой Школе» происходит. О тренировках, что отрабатываем и обсуждаем, и, конечно, о страхах, которым нужно честно смотреть в глаза.

«Волновая Школа» в общих чертах

«Волновая школа» — прежде всего про безопасность. Проект был призван развивать культуру морского каякинга не только среди любителей гребли на «цветных лодочках», но и среди организаторов водных походов и гидов. Весь тренировочный процесс проходит в реальных «боевых» условиях, поэтому все знания и навыки, полученные во время наших сборов, особенно ценны и применимы на практике. Здесь мы отрабатываем техники и навыки самоспасения и спасения пострадавших, попавших в сложные ситуации. Учимся работать со стихией и понимать ее. 

Занимаемся и живем в селе Агой — в 20 км от Туапсе. Апрель и ноябрь — довольно штормовые месяцы. Погода меняется, ветры то отжимают от берега, то разгоняют какие-то кошмарные волны. В ноябре вода все еще теплая, а в апреле уже можно загорать на солнышке — после дозы адреналина и страха это успокаивает. 

Ученики и гиды живут в гостевом доме «Колибри» — в апреле и ноябре туристов здесь нет, и мы занимаем весь дом и кухню. Кухня — отдельная пристройка во дворе, она же зал для лекций и брифингов, точка притяжения всех и вся.

Обычная рутина «Волновой Школы» выглядит следующим образом.

  • Завтрак.
  • Утренний брифинг.
  • Сборы на берегу и небольшой теоретический блок.
  • Первая тренировка (1.5-2 часа).
  • Обед на берегу и небольшой теоретический блок и/или разбор ошибок.
  • Вторая тренировка (1.5-2 часа).
  • Выход на берег, сборы в гостевой дом, свободное время.
  • Вечерний брифинг и обучающая лекция.
  • Ужин и свободное время.

Понятное дело, что никто не стоит с секундомером и не выгоняет нас на ужин или на воду минута в минуту. Четкого расписания уроков нет, погрешность в полчаса плавает стабильно.  

Что важно: никто не заставляет вас выполнять все упражнения и отрабатывать всю программу. Страшно? Устали? Замерзли? Заболели? Нужно сообщить гидам и не насиловать себя и организм. 

Кто ведет уроки в этой школе?

Проект «Волновая Школа» основан двумя организациями: «Baski-Travel» и «Vostok Expeditions» в ноябре 2021 года. В работе первой «Школы» приняли участие Илья и Иван Клочковы, Раймонд Ромазанов, Сергей Звейко, Дмитрий Пырх и Сергей Лептуга, а проходила она в Балаклаве. У всех за плечами была не одна автономная экспедиция по Тихому океану (Камчатка), Баренцеву и Черному морям. Незадолго до этого Иван прошёл обучение в Канаде (Британская Колумбия), он — сертифицированный гид Sea Kayak Guide Alliance of BC. Там же Иван прошёл курсы и получил международные сертификаты: Wilderness First Responder 80h, Swiftwater Rescue Technician от компании Rescue 3 International (внушительно, да?) — это опыт и был заложен в основу «Волновой Школы».

В «Волновой Школе» уроки ведут не просто опытные, а постоянно повышающие своё мастерство гиды. Мы, каякеры, вечно ставим себе новые и новые планки, чтобы потом успешно их перемахивать и планировать немыслимые путешествия: то на мыс Лопатку, то обход Парамушира, то марш бросок по Баренцеву морю от Святого Носа в Териберку. Поэтому гиды сами должны быть в тонусе. 

  • Илья Клочков — организатор сложнейших white-water и морских экспедиций по всей планете. В каяке Илья сидит уже 28 лет — опыт колоссальный, которым он и делится.
  • Иван Клочков — Иван стал первым в России сертифицированным каяк-гидом, пройдя обучение в Канаде (Британская Колумбия) — Sea Kayak Guide Alliance of BC. Сейчас Иван работает как с иностранными каякерами в Арктике и Антарктике, так и в России — вместе с Ильей занимается организацией и воплощением новых экспедиций.
  • Раймонд Ромазанов — гид «Вaski-Travel» и один из самых опытных гидов в нашей стране. Раймонд провел уже 10+ сезонов работы гидом по морскому каякингу, 70+ многодневных походов и экспедиций в Крыму, Турции, на Ладоге и Камчатке.
  • Сергей Звейко — Не раз проходил сложные автономные маршруты на морских каяках на Камчатке, в Крыму, Турции и на Байкале.
  • Ольга Степанова — гид «Vostok Expeditions», с 2017 ходит сложнейшие походы по Камчатке и Командорским островам. Оля превосходно объясняет трудное простым языком, уделяет большое внимание культуре безопасности. 
  • Надежда Абрамова — инструктор по эскимосскому перевороту, технике гребли и спасательным работам на морских каяках. Многократный призер и победитель разных гребных марафонов. За плечами опыт походов по Черному, Азовскому, Баренцеву, Японскому и другим морям, рекам и озерам.

Кто приезжает учиться в «Волновую Школу»

«Волновая Школа» — не только обмен опытом между всеми ее учениками и гидами, хотя, не спорю, команда подбирается очень разношерстная: есть матерые участники походов, и гиды в самых разных коммерческих организациях, и любители, и новички, которые узнали о «Школе» через сарафанное радио и приехали учиться новому. 

И вот эта пестрая тусовка начинает контактировать друг с другом. 

Вот, например, Илья — гид, основатель проекта «Vostok Expeditions», за плечами уж не буду врать сколько тысяч морских миль пути, сколько проведенных групп и счастливых путешественников. Вот Раймонд — гид «Baski-Travel», ходил всё, что можно, в том числе самые сложные походы по Камчатке, Чёрному морю. Не многословен в общении, зато потрясающе объясняет и излагает материал. 

Вот Стёпа — он водит походы по Баренцеву и озерам Кольского, но его навыков как гида пока не хватает, чтобы водить сложные автономные походы. 

Вот Таня и Оля — они катают туристов по Строгинскому затону в Москве. Да, волн в тех водах нет, но это не значит, что у Тани и Оли какая-нибудь бабуля не устанет и её не придется тянуть на буксире, или вовсе не перевернется — и Таня, и Оля должны уметь делать T-Rescue, чтобы быстро вытащить бабулю из воды.

Вот Костя — он не гид, он просто путешественник-любитель, хочет ходить трудные походы вокруг Онекотана или на мыс Шипунский (Камчатка). Костя должен не бояться чалиться в огромных волнах и знать, что даже если он в этих волнах и перевернется, то что ему делать, чтобы его и спасли быстро, и травмы Костя не получил. А ещё все эти люди должны уметь читать прогноз погоды и делать по нему хоть какие-то выводы. Должны знать, какие существуют риски на маршруте, как работать с группой, как сплотить людей и не запугать их излишними требованиями безопасной безопасности. 

Обсудить всё-всё-всё на брифинге

Для знакомства, обсуждения и объяснения нового материала на «Волновой Школе» предусмотрены брифинги.  

На утреннем брифинге все участники команды представляются и знакомятся друг с другом. Утренний брифинг посвящен дню грядущему — на нем обязательно разберём прогноз погоды и, соответственно, план тренировки на сегодня. На том же утреннем брифинге мы знакомимся со снаряжением: гиды подробно рассказывают, в том числе на примерах из собственной практики, зачем нужна каска, чем трамвай отличается от пояса гида, сколько метров должно быть в морковке, как должен выглядеть спасательный жилет и что в нем обязательно должно быть. Какие карабины лучше — муфтованные или не муфтованные. И ещё тысячу других мелочей, которые хоть как-то касаются этого снаряжения. И вроде ты как каякер-любитель все это знаешь, но послушать теорию ещё раз и уложить её в своей голове — штука полезная.

На брифинге на берегу (короткий теоретический блок) как мантра проговаривается сама структура брифинга в группе перед выходом на воду и уделяется особое внимание системе сигналов, используемых во время похода.

Отдельно упомяну buddy-check — проверку товарища. Мы, каякеры, должны быть внимательны друг к другу. Поэтому перед каждым выходом на воду важно проверить напарников: застегнуты ли все фастексы на спасательных жилетах и молнии на гидрокостюмах, закрыты ли люки на каяках и т. д. Внимание к деталям — залог успешного похода. 

Вечерний брифинг — самый насыщенный и оживленный. Группа весь день или барахталась в волнах, или маневрировала в камнях, или училась спасать бессознанщиков… В общем, эмоций — через край. Как и ошибок. 

Всё выносится на обсуждение, всё проговаривается и дотошно разбирается. Раймонд или Илья обязательно расскажут про зоны роста, комфорта и ужаса, разберут существующие в море и на берегу риски, опасности и прочие важные составляющие похода. Разбавят науку веселой историей и как хорошие учителя обязательно зададут ученикам вопросы, чтобы проверить, как те внимательно слушали.

Посмотреть страху в глаза

«Волновая Школа» — отличная возможность посмотреть в глаза всем своим ужасам. Страшно, когда над лодкой взмывают «Гималаи». Страшно перевернуться и оказаться в холодной воде отдельно от лодки. Страшно барахтаться в воде у скал и пытаться вылезти на мокрые и скользкие камни в полном обмундировании. 

Для этого мы и проводим три дня на побережье села Агой — широкий и весьма пустой в апреле и ноябре пляж оставляет нам достаточно места для маневров на берегу и в воде. 

За три дня работ в воде (в лодке, отдельно от лодки) и на берегу ты выходишь из зоны комфорта в зону роста — оказывается, что с волнами вполне реально работать, киляться в воду, даже холодную, не так уж и жутко. Весь день поныряешь — и всё ещё ничего кошмарного не произошло. 

Потом ученики сами, невзирая на страх, героически бросаются в волны: достать пострадавшего и лодку из «зоны супа», сами заплывают в камни — спасти товарища, помогают высадиться в прибойку и даже тренируют эскимоса в боевых условиях.

Хотя, скажу честно: когда видишь, как огромные волны-Гималаи с грохотом разбиваются о гальку на берегу, кроме нецензурщины в голове и ужаса в глазах больше ничего нет. Но пара волн в лицо — и это проходит. Особенно в зоне прибоя.

Работа в зоне прибоя

Работа в зоне прибоя — выход на воду, чалка на берег — знания чуть ли не ключевые, потому что все наши путешествия начинаются с того, что сначала на воду надо выйти, а в конце дня — успешно причалить. Те, кто смотрел «Полуостров Шипунский. Жизнь длиною в приключение», прекрасно помнят, как в первый день группа не смогла выйти в море — весь день прошел в спасработах в тех Халактырских волнах. 

Поэтому как только море объявляется неспокойным для отработки T-Rescue и спасательных работ на воде, начинаются работы на берегу и в зоне прибоя. 

Учимся правильно выходить в волну и правильно, чтобы не разобраться на запчасти, выходить на берег. 

Зачем это надо: если с выходом в море ещё можно повременить в путешествии и объявить штормовку, то заканчивать ходовой день иногда нужно далеко не по штилю — погода в океане не оплачивается. Чтобы группа не разложилась на атомы при чалке (люди в одну сторону, вещи — в другую, лодки — в третью), важно знать алгоритмы: что делают гиды, как организовать группу, кто куда причаливает, какая система знаков с берега используется и что делать, если кто-то всё же перевернулся и отстрелился от лодки — будем ловить на живца, об этом ниже. 

Да, скорее всего вы и перевернётесь. Или выйдете не с первого раза. Для этого мы и тренируемся: не получается — встань и попробуй ещё раз.

Ловля на живца

Моё любимое. Возможно, ловлю на живца можно было и оставить в предыдущем разделе, но как по мне — сие зрелищное действие можно расписать отдельно. 

Итак, у нас выход на берег в высоких и страшных волнах. Гид уже высадился, второй участник (покрепче и посильнее) — тоже. Группа и другой гид — на воде. 

Гид и второй человек сцепляются морковкой — один держит, второй, на веревочке, уже по колено в воде, готов встречать летящего на берег каякера. Если каякер в лодке — хорошо, научат правильно ловить лодку, чтобы вам, стоящему на берегу, не переломало ноги. Если товарищ плавает уже отдельно от лодки, но волна выкатила его на берег — живец хватает товарища, ибо человек — первичен, снаряжение — вторично. 

Иногда живцу приходится бросаться в пучину волн и «подобно Киану Ривзу» плыть кролем в «зону супа» — наш несчастный барахтается ни туда, ни сюда в 15 метрах от берега, сам доплыть он не может. 

Тогда живец поплывет до жертвы, а когда контакт будет установлен, с берега их на той самой веревке потянут на берег сквозь волны и пену. 

Остальные участники группы, кто причалил на берег, без дела не сидят — они тоже помогают в высадке и участвуют в спасработах. 

Мать Волна. Хорошая экспедиция
Мать Волна. Хорошая экспедиция

Спасработы в камнях и скалах

Да, бывает, что мы полезли кататься к камням и скалам, и что-то пошло не так — лодка отдельно, человек отдельно. Чтобы знать, что делать в подобных ситуациях, мы намеренно (если погода позволит) отправляемся к торчащим из воды невысоким скалам и там моделируем ситуацию «отстрелился в камнях». 

Учимся самоспасению: как залезть в лодку на месте или взять её на буксир и уплыть из опасной зоны кролем или на спине. Учимся спасению друга: вывозим его на корме или носу своей лодки, а его каяк — буксируем, или сажаем человека в лодку на месте и тоже буксируем. Учимся понимать, когда использовать трамвай, когда — пояс гида. И быстро, быстро принимать решение, а не ждать, когда товарища в тех волнах захлестнет. 

Если условия позволяют, даже пробуем самостоятельно вскарабкаться на риф и лодку туда вытащить — это вам не в бассейне на бортик пузом вываливаться. Тут и волна, и водоросли, и острый камень, который может порвать гидрокостюм.

T-Rescue и «его друзья»

Самый популярный и действенный метод спасения человека, если он оказался в воде вне своего каяка. T-Rescue и его варианты (T-Rescue cold-water, спасение каяка-тандема, самоспасание методом «ковбой») мы прорабатываем очень дотошно: сначала на берегу, затем в воде. Делимся на группы, в них на пары — и вперед: один кильнулся, второй его спас. Поменялись. 

Тот, кто переворачивается, сначала пытается встать эскимосом — зачем хороший оверкиль тратить впустую? 

Гиды всегда дрейфуют рядом с учениками, подсказывают, помогают. Поправляют наши кривые действия. Разумеется, в настоящих боевых условиях никто не будет говорить: «Ты не правильно залезаешь в лодку, вернись в воду и давай еще раз, нормально». Просто чем четче и правильнее движения во время спасработ, тем меньше времени, которое и без того ценно, у вас уйдет на сами спасработы. Быстрее слили воду из лодки, посадили человека в эту лодку, быстрее надели на него юбку, дали весло и уплыли. Если только это не тяжелый случай с потерей сознания, гипотермией, паникой или утоплением. 

Мать Волна. Хорошая экспедиция

Бессознанщики, паникеры, утопленники и обмороженные

Блок спасработ обязательно включает в себя работу с тяжёлыми случаями. Гид вы или любитель, важно знать, что делать в той или иной ситуации — замерз ли человек, впал в панику, потерял сознание или наглотался воды. 

Сначала все ситуации разбираются и прорабатываются на суше, следом — на воде.
Очень важный блок: мы узнали, что потерявшие сознание — жутко тяжёлые и вытянуть такого человека, который даже не отстрелился от лодки, очень и очень непросто физически. Помощь этот пострадавший вам в его же спасении точно не окажет. 

Паникеры тоже опасны — человек в состоянии аффекта способен и вас обречь на неприятности, элементарно перевернув ваш каяк. 

Про гипотермию и утопление мы тоже много и подробно говорим. Даже сделали всей командой по этим темам два учебника — их можно скачать вот здесь и вот здесь. Пособия доступны каждому, и нам важно, что вы их сохраните и прочитаете. 

А в самой «Школе» мы проводим лекции по этим темам. Ольга Степанова подробно рассказывает обо всех опасностях переохлаждения, как с ними бороться, почему нельзя пить кофе и алкоголь при гипотермии и как завернуть замерзшего в гипотермический кокон. 

Надежда Абрамова мастерски расскажет про утопление. Узнаете, каких видов бывает утопление, чем опасна морская вода, как делать сердечно-легочную реанимацию, как транспортировать пострадавшего и чего точно делать не стоит. 

А иногда вам придется транспортировать пострадавшего во время перехода. Не может человек больше грести, вы все — на воде, скорая и спасатели ждут на берегу, а вашего бедолагу туда ещё нужно довести. Тогда лодки при помощи морковок, карабинов и поясов гида связываются в систему «Кортеж». Конечно, сначала мы все это разбираем на суше. Долго, дотошно, вплоть до положения карабина под обвязкой. 

Потом — на воде. Я не буду тут подробно описывать весь процесс и его тонкости — приезжайте на «Волновую Школу» и сами всё увидите. 

Почувствовать себя Гидом

«Волновая Школа» даёт возможность стать гидом. Гиды, которые именно гиды, делят учеников на группы, в каждой выбираются свои гиды. Моделируется ситуация — дружеский поход, идем своей тусовкой вот из точки А в точку Бэ. Собственно, новоиспеченные гиды должны полностью отработать свои роли: провести стартовый брифинг, бадди-чек, вытереть всем сопли, выйти с группой в море и пройти маршрут. Вроде выглядит всё очень просто. 

Однако тупят все со страшной силой — из головы вылетает то то, то это. Внимание к деталям притупляется, а группа, как назло, начинает балбесничать и потихоньку саботировать вашу успешную работу. 

Моделируются и отрабатываются различные сценарии, ситуации. Как распространенные, так и, можно сказать, уникальные. 

Зачем это надо? Гиды — не пророки. Они тоже могут ошибаться, а возможность побывать в шкуре гида дает понять, что работа мало того, что ответственная, так еще и требует постоянного анализа ситуации вокруг и пристального внимания за всеми. 

А ещё работа гидом учит тесно и чётко работать в команде. Не тянуть всё в одну лямку, а делегировать, доверять и помогать друг другу.

Мать Волна. Хорошая экспедиция
Мать Волна. Хорошая экспедиция

Асгард — не место, а люди. Вместо заключения

В начале статьи я говорила, что «Волновая Школа» — место, где собираются единомышленники, объединенные любовью к путешествиям и Воде. 

«Волновая Школа» — не клуб зануд, с научной точки зрения разбирающих влияние гипотермии на организм, записывающих каждое слово на лекциях, спорящих о высоте волны или заходящих в море по свистку. 

Мы обычные, живые люди. Мы много смеёмся, шутим и веселимся, ведь лучшее оружие против страха — смех. Мы постоянно вспоминаем наши приключения в тех или других походах, травим уморительные или захватывающие байки. Вместе готовим, варим кофе и подбадриваем друг друга, когда что-то не получается. Вместе радуемся успехам товарища и находим новых друзей, планируем следующие совместные экспедиции и поездки. И, конечно, развиваем культуру безопасности морского каякинга — ведь мы сделаем все возможное, но это же океан.

«Волновая Школа» в соцсетях

Присоединяйтесь, читайте наши новости и приезжайте учиться. 

Мать Волна. Хорошая экспедиция

«Волновая Школа» в VKontakte

Присоединиться

  «Волновая Школа» в Telegram  

Присоединиться

Ты ведь ещё не понял, что это такое — рассекать волны, верно? Это состояние души. Это место, где ты теряешь себя и обретаешь себя. Ты этого ещё не знаешь, но уже чувствуешь.

Бодхи | «На гребне волны»